Публичное акционерное общество
по строительству дорог,
инженерных сетей и сооружений
Для справок:
+7 (8352) 63-10-60
Аппарат управления ПАО «Дорисс»
г. Чебоксары, Кабельный проезд, д.2
23 октября 2019 г.
Рецепт качества

В прошлом году были внесены изменения в системе проектирования асфальтобетонных смесей по методу объемного проектирования Superpave (проект ГОСТ Р «Суперасфальт») и проектирование в рамках требований технического регламента ТР ТС «Безопасные автомобильные дороги» (проект ГОСТ Р «Евроасфальт»)
С 1 июня 2019 года уже начали действовать:

- ГОСТ Р 58401.1-2019. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования;
- ГОСТ Р 58401.2-2019. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования;
- Продлен срок действия ПНСТ 184-2019 (Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические условия до 1 июня 2020 года) и ПНСТ 183-2019 (Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия до 1 июня 2020 года).

Перед ПАО «Дорисс» встали задачи проектирования асфальтобетонных смесей по новым требованиям, т.е. получить оптимальное соотношение стоимости, увеличения срока службы покрытия с помощью современного испытательного оборудования и средств измерений, также современных методов испытаний качества применяемых дорожно-строительных материалов.

- Чуть более года назад Центральная испытательная лаборатория претерпела существенную оптимизацию, - говорит начальник Грачева Ангелина Леонидовна,- Остался боеспособный коллектив в количестве 15 человек, готовый выполнить любые задачи в области своей компетентности.
Нам предоставили дополнительное помещение, где произвели ремонт и разместили новое оборудование, на которое ПАО «Дорисс» потратил уже 14,5 млн.рублей. Полная комплектация лаборатории обойдется приблизительно в 20 млн.руб.
Мы получили требуемые для работы новые аттестат подтверждения компетентности, сертификат соответствия в системе «Росдорсертификация» и свидетельство о состоянии измерений лаборатории со сроками действия на три года. Раннее мы получали эти документы в соответствии с ГОСТ 9128-13. Теперь пришлось добавить в перечень объектов контролируемых в них показателей новые требования по новым ГОСТам и ПНСТ. Пришлось потрудиться, но мы всем коллективом с этим справились.

В зависимости от проекта приходиться применять тот или иной вариант нормативно-технической документации - соответственно меняются все испытания дорожно-строительных материалов согласно изменениям физико-механических свойств
- Как это выглядит на практике?

- Первое испытание по ПНСТ 184 мы прошли на автомобильной дороге «Колыма» в Якутии. Основным оборудованием для уплотнения горячей асфальтобетонной смеси у нас является автоматический уплотнитель Маршалла.

По сравнению с действующим ГОСТ 9128 кардинально изменена классификация продукта. Модифицирована и расширена классификация по наибольшему размеру минеральных зерен в смеси, состав которых проектируют и определяют на комплекте сит с квадратными ячейками.
Недавно мы уложили щебеночно-мастичную смесь ЩМА 12 при съезде на Тюрлему по ПНСТ-127, где подбирали щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь с меньшим количеством минерального порошка. Уплотнение проводили на новом вращательном уплотнителе GYROTRONIC.
В соответствии с требованиями, с встроенного блока управления на него задаются параметры уплотнения, внешний угол вращения, условия для двух- и трехполосной автомагистрали, что позволило нам получить подбор асфальта по рецепту. Также из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси ЩМА 12 изготовили образцы - плиты на вальцовом (секторном) уплотнителе. Это электромеханическая машина, которая моделирует уплотнение асфальтобетонной смеси в дорожном покрытии. Образцы-плиты прошли испытание на устойчивость к колеообразованию м на установке SMARTRACER, которая моделирует процесс образования пластической колеи на дорожном покрытии под воздействием транспорта и влияние на этот процесс воды.
Нам сейчас приходится осваивать очень много новых терминов, привыкать к ним уже по ходу работы. Хорошо, что первое подключение производилось с представителем поставщика оборудования с выдачей первичной аттестации.

Сейчас, в с связи повышенными требованиями по качеству и оперативности реагирования на изменения транспортно-эксплуатационных состояний федеральных автодорог, нас обязывают уделять пристальное внимание к внедрению новых технологий.
На 705 км федеральной трассы М-7 на предстоящую зиму мы оставляем крупнозернистый плотный асфальтобетон типа А, марки 2. Особенное внимание уделяем качеству сцепления слоев основания и покрытия, а также к уплотнению смеси.
Благодаря качественной выпускаемой битумной эмульсии ЭБДК Б-52 и специальной добавке «Адгезол 3ТД» можно продлить сезон дорожных работ и увеличить расстояние транспортировки к месту их производства. Температура воздуха уже ниже +10 ˚С, а потому на всех объектах мы применяем добавку для «теплого» асфальта.
- Чем обычно приходится заниматься работникам в лаборатории?
С утра они получают конкретные задания. У нас очень много испытаний, а потому приходится выезжать на федеральные трассы, которых у нас сейчас достаточно. После испытаний им надлежит вовремя сделать протоколы для исполнительной документации. Если накануне укладывали асфальт - сделать вырубки, исследовать их, убедиться в том, что толщина и уплотнение соответствует необходимым параметрам.
- Как осуществляется контроль качества на объектах?

- Кроме центральной испытательной лаборатории у нас имеется передвижная лаборатория на 724 км на трассе М-7 «Волга», аттестованная испытательная лаборатория №1 в Ишлеях и в Республике Саха (Якутия). Также имеются лабораторные посты на всех строящихся объектах, размещенные непосредственно на базах асфальтобетонных заводов. На всех заводах инженерами по качеству постоянно ведется входной, текущий и операционный контроль с выдачей паспортов, накладных на выпускаемую продукцию.
Кроме этого ведется экспресс-контроль уплотнения основания приборами: «ZORN» - влагомер для контроля влажности песка; «TROCSLER» - для контроля уплотнения асфальтобетона; «Пульсар» - для определения прочности бетона. Во всех лабораториях имеется необходимое оборудование для выпуска качественной продукции.

Хочется сказать, что все мы - наша лаборатория, подрядчик, стройконтроль, заказчик - работаем сообща и вовремя исправляем возникающие дефекты в процессе производства работ. Всем нам нужен качественный конечный результат.
- Как ведет себя асфальт в разных климатических условиях?

- В Ярославской области, где мы строили дороги несколько лет назад, требовался крупнозернистый пористый асфальт с водонасыщением от 4 до 10%. Он у нас тогда получился плотнее - можно было сэкономить битум, но этого не сделали. Все нижние слои по водонасыщению были ниже нормы. Получилось хорошо - пять, шесть лет построенная дорога простояла без существенного ремонта и нам не пришлось выезжать на ее гарантийное содержание.
В условиях вечной мерзлоты существенно меньше циклов перехода через «ноль». В Якутии асфальт замораживается практически один раз и стоит там до самой весны. Получается, что условия там лучше, чем в европейской части России, где зимы неустойчивые.
- Есть ли хитрые приемы для достижения нужного качества асфальта?

- Стараемся применять качественные дорожно-строительные материалы. Чтобы марка щебня, битум, ПБВ соответствовали федеральным требованиям с сертификатом качества. Битум используем с Сызранского НПЗ, где его выпускают по ГОСТ Р 33133-2014. Старение вяжущего по методу RTFOT под воздействием высокой температуры и воздуха также можем испытать на печи МО-36. Выпускаем продукцию лишь по согласованным рецептам.
Как показывает опыт, для сохранения асфальта нужна качественная дорожная одежда, хорошо уплотненное основание, а также ответственное отношение каждого работника к своим обязанностям на всех этапах производства. Наши дорожники в Якутии молодцы - успевают сделать дорожные работы в течение очень короткого сезона. При отрицательных температурах применяют добавку «Адгезол 3тд» в битум. Опыт работы в этой области у них есть.
- Какие ситуации в вашей работе самые напряженные?

- Сложности в работе лаборатории возникают периодически. Например, пришел новый материал - из него надо быстро подобрать оптимальный вариант рецепта. Также надо контролировать и вовремя оформлять документы исполнительной документации всем подрядчикам и субподрядчикам, а их у нас на каждом объекте бывает по два-три организации.

Ну и, разумеется, сложно бывает когда наши работники заболевают. Коллектив, в основном, женский, и бывает, что некоторые иногда уходят еще и в декрет.
Поделиться:
Летопись "Дорисса"
Как мы строим дороги
76.3545
89.2508
Работник месяца
С высоток — на землю!
Мероприятия