Публичное акционерное общество
по строительству дорог,
инженерных сетей и сооружений
Для справок:
+7 (8352) 63-10-60
Аппарат управления ПАО «Дорисс»
г. Чебоксары, Кабельный проезд, д.2
17 августа 2020 г.
С высоток — на землю!«СУ-Жилстрой» с промышленного и гражданского строительства переключился на строительство мостов и инженерных сооружений. Ни школ, ни больниц, ни жилых домов в списке объектов у компании в этом году нет – полным составом она переселилась на участок км 637 – км 643 трассы М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа. Это между Яушами и Хыркасами.

На этом участке автодороги много сооружений, труб, скотопрогоны, три пешеходных перехода. На 9-м пикете ведется монтаж балок пролетного строения. И это – первый настоящий, солидный мост, который уже скоро самостоятельно построят «дориссовцы».

- Можно ли говорить о том, что мы уходим из жилищного строительства? На время, навсегда? - задает «Механизатор» вопрос начальнику управления Вячеславу Масину.

- Вовсе нет. У «Дорисса» есть два проекта в жилищном строительстве, которые мы давно намерены реализовать. Вопросы там решаемые, все идет своим чередом, в рабочем порядке. Есть сроки прохождения и рассмотрения документов, получения согласований.

- Но все это уже тянется не первый год. Какова подоплека этих задержек?

- Скажем так. Мы, «Дорисс», исходим из того, что есть Градостроительный кодекс, который является законом для всех. Но есть еще и акты, которые принимает городская администрация или совет народных депутатов по нормам внутри своего муниципального управления. Желание администрации города - это ужесточить требования к застройщикам в части благоустройства прилегаемых территорий. Больной вопрос – парковочные места и озеленение.

- Чем отличается строительство домов от строительства мостов? Что сложнее? Что выгоднее?

- Сложность и ответственность за строительство многоэтажного жилого дома - 18 этажей, плюс технические, два подземных, всего 22, - которые мы построили в ЖК «Лайнер», да еще на таком сложном рельефе, со всеми инженерными сетями и коммуникациями: подводками газа и электричества, ливнёвкой, дренажами, и всем-всем прочим. Ничего из этого на мосту нет, кроме подводки электричества и ливневой канализации. Номенклатура применяемых материалов ничем не проще строительства мостов.

В жилищном строительстве от начала проекта до финиша проходит около пяти лет. Причем, при нынешнем состоянии законов, в долевом строительстве деньги застройщику уже не приносят, а размещают в уполномоченном банке. Покупатель квартиры вносит их в этот банк, или берёт их в кредит. Застройщик этими деньгами воспользоваться не может, а банк – да. И что делать? Приходится брать у банка кредит, да еще на его же условиях.

Чтобы построить дом, надо добиться выделения земли, выиграть её на торгах. Под этот участок надо у проектантов заказать эскизный проект, согласовать с мэрией, со всеми службами - получить техусловия, пройти государственную экспертизу и уже после всего этого заказать второй - рабочий проект. На всё это уходит как минимум, год. И это еще самый благоприятный срок. Обычно – полтора-два, если занимаешься этим каждый день. Значит, в работе лучше иметь несколько проектов сразу - пока с одним решили, другие на подходе. Только так можно стабильно за полтора-два года строить по дому.

И вот, только после этого - после подписания акта, сдачи и ввода в эксплуатацию - застройщик может воспользоваться деньгами собственников. Предъявить счета тем, с кем ты заключил договор. Да и то - только после того, как они примут эту квартиру. Только после всего этого, деньги с депозита у банка, полежавшие там два года, можешь взять.

Короче, вкладываешь свои риски в каждый квадратный метр жилья. Только потом продаешь. Еще не факт, что реализуешь все квартиры. Есть такие. Скажем, угловые. На первом, или последнем этажах. С видом на соседнюю стройку. Как правило, плохо уходит и офисы – парикмахерские, салоны красоты, стоматологические кабинеты. Все сейчас уже наелись офисными и торговыми точками в жилых домах. Для них всегда существует куча технических ограничений.

Да, доходность в жилищном строительстве высокая, но велики и риски из-за продолжительности таких проектов. К тому же вопросы по безопасности, которые мы решаем при строительстве жилья, на порядок выше. Но нельзя и упрощать мостовое строительство. Здесь тоже свои особенности.

Ситуация в строительстве автомобильных дорог такова, что деньги оборачиваются быстрее. Здесь от начала торгов до реализации проекта, как правило, проходит не более трех лет. Причем, с поэтапным выполнением строительства и получением денег по выполнению государственного контракта. То есть, здесь рискуешь своими деньгами в области механизмов, закупки материалов, заработной платы работникам, налоговым обязательствам. Проходит, как правило, квартал и после принятия выполненных работ заказчику все это оплачивают за счет федеральных средств. Даже, если нужны кредиты, то чаще всего лишь на короткий период.

Требования к современным скоростным дорогам возрастают. Сегодня каждая из них должна повысить свою категорию на ступень. Скажем, третья - на вторую, вторая - на первую и т.д. В связи с этим увеличиваются нормы и по пропускаемости машин в час, по скоростям. Есть требования к радиусам поворота, пересечениям, примыканиям - не должно быть левого поворота, пешеходных переходов, светофоров, перекрестков.

Мы потихоньку переходим к западным требованиям, согласно которым дорога должна быть безопасной. До сего дня мы все время на этом экономили. Автомобилизация идет вперед, возвращаться к железнодорожному транспорту, автобусному, уже не хотим. Всем хочется быть более мобильными и передвигаться на личном авто.

Поэтому требования сейчас растут, куда ни коснись. Везде, на любом участке автомобильной дороги есть инженерные сооружения, в том числе трубы и скотопрогоны, которые тоже надо делать. Раньше дорожники искали субподрядчиков. Но зачем нам отдавать сложные, высокорентабельные объекты на субподряд со сметной стоимостью, а потом нести за них гарантийные обязательства, когда выгоднее это делать самим?

Окончание на стр. 2.

Шесть лет назад СУ-5 ремонтировала дорогу в Нижегородской области, отдав мост на реке Алфёровка субподрядчикам. Гарантийный срок объекта – восемь лет. Сама эта фирма давно обанкротилась, иск предъявить некому. Теперь нам приходится ездить туда за двести с лишним километров, чтобы вести гарантийный ремонт.

Зачем, спрашивается, нужно отдавать высокорентабельный объект другой фирме, если те сказали нам лишь «спасибо» и ушли восвояси.

Так что мы с большой радостью согласились с предложением генерального директора спуститься, так сказать, с небес на землю: мол, к чему нам это «воздушное» жилье, где деньги придут лишь через 4-5 лет, когда можно высокорентабельный объект полностью делать самим, чтобы не беспокоиться по гарантийным обязательствам.

- Нынешняя эстакада – это самый сложный объект, или мы делали уже такие?

- Сложностей здесь для нас нет. Высоки лишь технические требования к исполнительной документации. Частично мы впервые сталкиваемся с некоторыми видами работ. Но к нам в команду влилась большая группа опытных мостовиков, рабочих и ИТР под руководством заместителя начальника управления по производству Игоря Николаевича Карасёва.

Из нюансов, с которыми мы ранее не сталкивались в гражданском строительстве, это буронабивные сваи диаметром 1500 мм. Ранее мы делали только с диаметром 600 мм. Мы привлекли специализированную фирму, которая это и сделала, а сами, глядя на их работу и помогая им, обучались этому на практике.

Есть у нас опытные работники с двадцатилетним опытом - монолитчики, арматурщики, которых мы перемешали с мостовиками в две смены. Каждая сменяет друг друга через пятнадцать дней. Работают по двенадцать часов, с 7 утра до 19 вечера, без выходных, без праздников, без коронавирусов. Только из-за поставки материалов у нас есть небольшие задержки.

Но, хорошо, что на этом участке путепровода у нас есть еще и три пешеходных перехода – переключаемся с одного объекта на другой и идем с высокими темпами.

- Как конечный срок влияет на этот темп. С запасом по времени, или с тем, чтобы закончить её впритык?

- Свою работу мы сделаем точно в срок. В сентябре по плану мы уже отсюда собирались уйти. Вот только строительство третьего пешеходного перехода сместилось на осень. Из-за этого мы сейчас попадаем в вилку, когда в Шихазанах надо успеть сделать сваи, ростверки и монолитные работы до зимы, потому что при минусовых температурах это очень энергозатратно – прогревать бетон необходимо уже при плюс пяти градусов. Конечно, все это можно делать и в суровую зиму, но в работе нужна еще и экономическая целесообразность – времени до сдачи объекта у нас хватает.

Ни для кого не секрет, что впереди нас ждет работа на участке дороги А-151 Шихазаны – Цивильск и в Магаданской области - у нас там очень большие объекты, несколько десятков речек, мостов – никто туда не придет не сделает эту работу вместо нас, да мы и не собираемся отдавать высокорентабельные объекты кому-либо на субподряд.
Поделиться:
Летопись "Дорисса"
Как мы строим дороги
76.3545
89.2508
Работник месяца
С высоток — на землю!
Мероприятия