СМИ о Нас
ПАО «Дорисс»: Строим страну, которую любим
Источник: bkdrus.ru
Дороги, инженерные сети и сооружения – когда-то из этих слов было сложено красивое и звучное имя компании, которая более полувека строит дороги, прокладывает трубопроводы, возводит мосты. Один из старожилов дорожно-строительной отрасли России, ПАО «Дорисс», 11 ноября 2023 года готовится отметить 55-летний день рождения.
История предприятия началась в 1968 году в Чувашской Республике. Специализированный опорно- показательный трест «Спецстроймеханизация» объединял десяток филиалов, с участием которых возводились заводы-гиганты, социальные объекты, прокладывались инженерные сети, строились основные и второстепенные автодороги региона. За минувшие 55 лет компания построила более 1,5 тысяч км автомобильных дорог и более 5 тысяч километров инженерных сетей по всей России, возвела 120 тысяч квадратных метров жилья, мосты, надземные переходы, путепроводы.
«Дорисс» является одним из немногих предприятий дорожной отрасли, сумевшим отразить кризисы перестроечных времен. Неоценимые заслуги в развитии предприятия в новых экономических условиях принадлежат Игорю Валентиновичу Рощину, заслуженному строителю РФ и Чувашской Республики, лауреату Государственной премии РФ в области науки и техники. Он принял управление трестом в 1986 году и руководил им до 2015 года, сумев поставить предприятие старого формата на новые рельсы, сохранить высокопрофессиональный коллектив во времена развала СССР, нарастить производственный потенциал, найти новые точки роста.
«Переломный момент – когда предприятие отправилось в свободное плавание, – вспоминает Игорь Валентинович сегодня. – Когда Советский Союз перестал существовать, каждый остался наедине с собой. Хочешь – иди, работай, думай, что делать. В сложных условиях мы работали. В другие регионы выходили, за любое дело брались. Но очень скоро поняли, что, если ты на субподряде и от финансирования шестой-седьмой, даже себестоимость работ не можешь оправдать. Значит, надо искать другие решения».
Сегодня ПАО «Дорисс» выполняет важные государственные генеральные подряды по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорог. В начале же 90-х компания выполняла частные заказы на небольшие объемы работ, как, например, строительство инженерных сетей к жилым домам Горьковского автозавода, ливневого коллектора в одном из микрорайонов Казани, благоустройство жилых городков воинской части в Московской области. Есть, что вспомнить ветеранам предприятия – как радовались, когда получили возможность участвовать в реконструкции инженерных коммуникаций Московской кольцевой автодороги.
С середины 90-х годов ПАО «Дорисс» начало вести работу на федеральных объектах. Под руководством министерств и ведомств, на которые тогда были возложены функции управления федеральными автомобильными дорогами, компания строила и реконструировала важные для транспортной инфраструктуры страны участки автомагистралей. Ежегодно в рамках программы «Дороги России» предприятие сдавало в эксплуатацию автодороги федерального значения в Республике Татарстан, Самарской, Саратовской и Нижегородской областях общей площадью до 2 млн кв. м. Это объездная города Самары с двумя транспортными развязками, автодорога «Вятка» на участке «Плотина Чебоксарской ГЭС – Кугеси» с двумя мостовыми переходами и путепроводом, участки М-7 «Волга» в Нижегородской области, в Чувашии, автодорога Сызрань – Саратов – Волгоград в Саратовской области и др. Новые объекты вывели транзитные потоки транспорта за черту городов, способствовали повышению безопасности движения. И, конечно, позволили компании добиться доверия на государственном уровне, зарекомендовать себя в качестве надежного партнера.
Вот уже на протяжении 20 лет ключевым заказчиком ПАО «Дорисс» остается Федеральное дорожное агентство. Это сотрудничество, помимо того, что является безусловным предметом гордости, большой честью работать на благо страны, предъявляет к строителям и исключительно высокие требования, задает высокую планку. Соответствовать ей – значит работать с максимальной эффективностью, постоянно расти и развиваться.
Одним из первых объектов, выполненных в начале 2000-х годов под руководством Росавтодора стал участок реконструкции автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга» км 623+500 – км 631+767 в Чувашской Республике.
«Двухуровневая транспортная развязка на пересечении федеральной трассы и региональной дороги в направлении села Большой Сундырь и города Козьмодемьянск создала принципиально новый и удобный путь для всех участников движения, обеспечила возможность безопасного съезда на оживленную магистраль с дороги местного значения», – вспоминает заместитель генерального директора ПАО «Дорисс» Виталий Земсков.
Большой производственно-технический потенциал позволил ПАО «Дорисс» уверенно работать на различных объектах Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской, Кировской, Тульской, Ярославской, Ульяновской, Челябинской областей, республик Марий Эл, Татарстан, Мордовия, и даже в ближнем зарубежье – Республике Казахстан.
За работу в этот период ПАО «Дорисс» удостоено многочисленных международных и российских наград, среди которых дипломы всероссийских конкурсов на лучшую строительную и проектную организацию, лучшую организацию по строительству, реконструкции и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений. За высокие трудовые достижения коллектив девять раз становился лауреатом Национальной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница», был зачислен в «Элиту строительного комплекса России».
С 2011-го года в историю компании вплетается «северная» тема. «Дорисс» 10 лет работал на территории Республики Саха (Якутия). Ввел в строй 42 км дорог на территории города Якутска, построил и реконструировал более 170 км участков трасс А-331 «Вилюй», М-56 «Лена», Р-504 «Колыма» в пределах Якутии. А сегодня выполняет 5-миллиардный контракт на реконструкцию участка автодороги «Колыма» на территории Магаданской области.
Компания одной из первых начала применять в Чувашской Республике и на объектах в других регионах России современные технологии восстановления автодорог. Начиная с 2002 года совместно с институтом «РосдорНИИ» Министерства транспорта РФ в производство был внедрен комплекс по холодной регенерации на базе ресайклера WR-2500, в 2005 году было освоено восстановление дорожного покрытия методом горячей регенерации с применением ремиксера RX-4500-плюс и двух разогревателей асфальтобетонного покрытия фирмы WIRTGEN НМ -4500.
Когда пришла пора новых ГОСТов Р 58401.1 и ГОСТ Р 58401.2, компания освоила методы объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей и полностью модернизировала Центральную испытательную лабораторию. Новые технологии, которые применяют дорожные строители, позволяют увеличивать прочность конструкций дорожной одежды, и, как следствие, дороги могут выдерживать более сложные нагрузки, становятся более износостойкими.
Стремление оставаться конкурентоспособным предприятием диктует коллективу дорожных строителей поиск новых направлений деятельности. С 2020 года одно из строительных управлений ПАО «Дорисс» переориентировалось на строительство мостов и искусственных сооружений. Уровень сложности и объем выполняемых работ молодой компании растут из года в год. В рамках контрактов с ФКУ «Волго-Вятскупрдор» за прошедшие два года мостовики построили путепровод в составе новой транспортной развязки на автодороге М-7 «Волга» км 637+000 – км 643+000, надземные пешеходные переходы, мост через реку М.Цивиль на км 36 автомобильной дороги А-151 «Цивильск – Ульяновск». Сегодня в производстве у компании целых пять(!) мостовых объектов.
«В ходе реорганизационных мероприятий, направленных на расширение сферы деятельности компании, строительное управление «Жилстрой» было преобразовано в ООО «Мостовые системы». 30-летняя деятельность в сфере промышленного и гражданского строительства дала нам возможность опереться на то, что мы хорошо знаем и умеем – работу с монолитным и сборным железобетоном – и довольно быстро освоиться в новой сфере деятельности – мостостроении. Это подтверждает то, что наша компания умеет ставить цели и достигать их», – говорит Всеволод Рощин, генеральный директор предприятия в 2014–2022 годах, ныне советник генерального директора, член Наблюдательного совета ПАО «Дорисс».
Один из последних масштабных дорожных проектов, выполненных на год раньше намеченного срока – ввод в эксплуатацию в ноябре 2022 года объекта реконструкции автомобильной дороги М-7 «Волга», км 637–643. 6-километровый участок в обход города Чебоксары с двухуровневой транспортной развязкой был построен в соответствии со всеми нормативами современной автодороги федерального значения.
Контрактная база компании на сегодняшний день составляет 14 млрд рублей. По заказу ФКУ ДСД «Дальний Восток» ПАО «Дорисс» с 2020 года реализует проект, предусматривающий приведение в нормативное состояние одного из самых опасных участков автодороги Р-504 «Колыма» в Магаданской области, км 1510 – км 1536.
По договорам субподряда (государственный заказчик ФКУ «Волго-Вятскуправтодор») компания выполняет строительство мостового перехода через реку Ик в Мензелинском районе Республики Татарстан, на 1128 км автомобильной дороги М-7 «Волга» с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов (скоростной транспортный маршрут Казань – Екатеринбург), а также реконструкцию участка км 1152 – км 1155 а/ М-7 «Волга» со строительством двухуровневой развязки на месте пересечения с региональной автомобильной дорогой Верхнее Яхшеево – Старое Сафарово (км 1153+848) на территории Актанышского района Республики Татарстан.
Есть работа и в родной республике. Реконструкция моста через реку М. Цивиль на км 36+869 (правый) и подъездов к нему на автомобильной дороге А-151 Цивильск – Ульяновск по заказу ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» включает в себя такие масштабные задачи, как строительство нового моста, устройство на крутом косогоре пологого безопасного спуска.
«Работа по государственным контрактам подразумевает самые строгие требования к исполнителю. Повышение качества дорог, применение современных технологий и инноваций, сдача объектов в плановые сроки для нашего предприятия всегда были в приоритете. Только поэтому сотрудничество с нашими заказчиками остается столь долгим и плодотворным», – уверена генеральный директор ПАО «Дорисс» Люция Сафина.
Компания принимает непосредственное участие в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2019 году он стартовал на дорогах Якутской агломерации. В 2020–2022 годах выполнены ремонт и реконструкция самых важных «транспортных артерий» города Чебоксары, сданы в эксплуатацию десятки обновленных участков дорожной сети. Компания в рамках данного проекта взяла на себя реконструкцию одной из самых сложных объектов за всю историю БКД – автодороги по улице Гражданской в Чебоксарах. Контракт потребовал от строителей максимальной мобилизации возможностей и профессионализма. Несмотря на трудности, дорога достроена, жители микрорайона получили ее в комплекте с ливневой канализацией и другими обновленными инженерными сетями.
Техническая оснащенность ПАО «Дорисс» находится на высоком уровне, в активе компании – более 300 единиц строительно-дорожной техники и более 250 единиц автотранспорта. В этом году на 95% обновлен парк экскаваторов. При строительстве мостов не обойтись без надежных и мощных машин для погрузочно-разгрузочных работ, перевозки длинномерных конструкций, поэтому в текущем сезоне парк спецтехники пополнился мощными кранами, грузовой техникой, а также легковым и пассажирским автотранспортом для командировок на дальние объекты. Землеройными машинами был укомплектован объект в Магаданской области. В 2023 году выполнено самое массовое обновление техники за последние 5 лет.
У предприятия большая коллективная сила. В составе публичного акционерного общества работают дочерние предприятия, занимающиеся транспортными перевозками, ремонтом спецтехники и грузовых автомобилей, производством и обеспечением стройматериалами, устройством сетей наружного освещения. Коллектив чтит трудовые традиции, а работу прославленных орденоносцев сегодня продолжают не менее талантливые и трудолюбивые молодые специалисты.
55 лет – это большой путь, насыщенный масштабными событиями и достижениями. Проекты, которые ПАО «Дорисс» реализует в дорожной сфере, позволяют из года в год улучшать состояние дорожной сети, повышают ее безопасность, дарят комфорт автомобилистам. Дороги сохраняют единство страны, укрепляют экономические связи между регионами.
С юбилеем, «Дорисс»! Пусть дороги, которые рождаются благодаря нелегкому неутомимому труду строителей, сдобренные желанием принести пользу и сделать мир вокруг нас красивее, доставляют радость и счастье в каждый дом!