Игорь Карасев: «Все мосты разные, несмотря на то, что иногда похожи»
Игорь Николаевич родился, вырос и закончил школу в Канаше. Затем учился и в 1987 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Мосты и тоннели». Трудиться на строительстве мостов начал мастером, потом производителем работ. В определенное время стал главным инженером в мостостроительной компании, потом директором.
Почти 20 лет своей профессиональной биографии Игорь Николаевич провел в одной компании, ее название «Стромос», которая с 2007 года находится в управлении менеджмента АО ДСК «Автобан». В ПАО «Дорисс» пришел работать летом 2019 года. География строек, где он принимал участие: Ульяновская, Липецкая, Калужская, Московская области, Краснодарский край, обход г.Орехово-Зуево, путепровод на а/д М-7 в Балашихе, в Одинцово и многие другие точки на карте России.
- Сфера строительства – это Ваша стихия? Когда вы это поняли и почувствовали?
- Честно говоря, профессию выбрал случайно. Когда стал учиться непосредственно в институте, в среде студентов бытовало такое мнение, что мостовики – это самые «авторитетные» строители. Маленькая гордость за выбор своей профессии появилась уже тогда. Потом, когда стал работать непосредственно на мостах, работа доставляла удовольствие и удовлетворение. Все-таки при строительстве мостов применяются хоть и стандартные, но необычные для гражданского строительства конструкции, техника и технологические приемы.
- Ваша первая серьезная стройка?
- Я считаю, что любая стройка моста серьезная, от этого зависит безопасность людей. Мой первый мост, на строительство которого я попал в 1987 году: автомобильный мост через реку Бирюса в Иркутской области недалеко от города Тайшет. На мост я попал в качестве мастера, вчерашний выпускник института. Пришел уже на завершающую стадию строительства. Опоры были возведены, оставались сборка и надвижка металлического пролетного строения длиной 270 м.
Там, в Сибири, мне посчастливилось увидеть работу очень знаменитой в тресте "Мостострой-9" бригады монтажников. Захотелось быть похожими на них. Я поменял инженерную работу на работу монтажника и, формально, имею профессию монтажника мостовых железобетонных и металлоконструкций 4-го разряда. Потом все-таки осознал, что раз уж мне когда-то дали инженерные знания и образование, нужно реализовывать их. Может, из-за того, что стал старше, и по-другому посмотрел на профессию инженера.
- Расскажите, пожалуйста, об опыте использования какой-либо новой технологии на одном из ваших объектов?
- Мостостроение такая сфера строительства, что нововведения там бывают, но они не такие существенные – слишком жесткие нормы и требования к безопасности. Конечно, появились, например, композитные материалы, из них стали изготавливать перильные ограждения и пешеходные пролетные строения. Однако материалы, которые используются в строительстве мостов – это те же сталь и железобетон, которые применяются уже более 100 лет.
Если окунуться в историю, то выясняется, что основные железнодорожные мосты через Волгу и великие сибирские реки при строительстве Транссибирской магистрали были возведены еще при царском режиме в России. И, хотя с той поры нагрузки от поездов значительно возросли, скорости движения увеличились, мы по-прежнему, пользуемся этими мостами. Поэтому технологии, если и возникают новые, должны быть гарантированно лучше, чем старые. Например, некоторое время тому назад отечественные металлурги разработали новую сталь для пролетных строений мостов. Как они посчитали, более высокого качества. Она им в производстве обходилась дешевле и, возможно, технологичнее. Стали оформлять на нее новый ГОСТ, правительство нашей страны утвердило этот ГОСТ и стало рекомендовать к использованию. Но ответственные производители металлических пролетных строений нашей страны испытали эту сталь по всем ответственным показателям и отказались ее применять: эта сталь уступает той, что изготавливается по «старому» ГОСТу.
- Получается, ценность специалиста по мостостроению в том, чтобы глубоко освоить уже накопленные годами и проверенные на практике решения?
- Сооружение мостов – многогранная, многозадачная деятельность. При этом конкретный человек в своей трудовой деятельности может ни разу не поучаствовать в строительстве мостов через серьезный водный поток или на мостах с большими пролетами. Нет двух одинаковых мостов, об этом написано в учениках. Я, в начале своей трудовой деятельности, поменял несколько мостостроительных организаций, и это мне помогло увидеть разные типы работ, участвовать в разных стадиях работ, познакомиться с разными технологиями возведения опор, устройства пролетов. Везде старался понять суть процесса. Постепенно количество переходит в качество. Когда был назначен руководителем, пришлось заниматься экономикой предприятия. Выражаю благодарность руководителям служб АО ДСК "Автобан" за тот бесценный опыт, которыми они делились, и за обучающие программы, в которые они вовлекают персонал компании.
- Творческая составляющая присутствует в работе строителя?
- Мне кажется, это одна из самых творческих профессий. Мы получаем проект на строительство искусственного сооружения, где указано, из чего его построить, с какими характеристиками. А организовать процесс его возведения и получить в результате прибыль, в этом и состоит творчество. Мне хочется построить мост быстрее конкурентов, организовать более простые процессы, но без потерь качества и безопасности. Заказчики неохотно идут на изменения проекта, поскольку это связано с вопросами прохождения экспертизы. Поэтому наше творчество мы проявляем на стройплощадке. Правильная, с умом организованная работа на стройплощадке повышает эффективность, снижает себестоимость работ.
- Что-нибудь для себя лично Вы построили в Вашей жизни?
- Нет. Ремонт я, конечно, дома делал и обои клеил. Но что-то значимое, типа сарая или дома, – нет. Родился в городе, жил и живу в городе. У меня не было потребности что-нибудь для себя строить.
- Какова роль наставника в профессии строителя?
- Я считаю, что самая главная. Вместе со мной работают ребята, которые начинали свой путь в профессии у меня на глазах – начальник участка Григорий Шестаков, прораб Роман Гаврилов. Очень важно направлять молодых. От этого зависит, будет у человека результат, либо он скажет: «Нет, я пойду лучше мобильные телефоны продавать». К сожалению, после учебного заведения специалисты выходят слабо подготовленными к выполнению практических задач, так уж сложилось у нас в стране.
- Для Вашего сына, Михаила, Вы тоже стали примером?
- Он, будучи еще совсем маленьким, бабушке пообещал, что пойдет строить мосты. Окончил строительный техникум по специальности «Промышленно-гражданское строительство». Когда вернулся из армии, я предложил ему попробовать себя в строительстве мостов. Единственное, что не очень привлекательно в нашей работе, это постоянные командировки, по полмесяца дома не живешь. Профессия мостовика непростая. Сам много ездил по командировкам. В ту пору, когда я был в его возрасте, не было салонов по продаже мобильных телефонов, не было интернет-блогеров, любой заработок давался через образование и труд. Сейчас, конечно, есть более легкие виды заработка. Но я с трудом представляю себе грузчика на складе Вайлдберриз или продавца мобильных телефонов в возрасте 50 лет.
Считаю, что профессия инженера-строителя очень востребована и перспективна в будущем. Я утверждаю, что она международная. Когда наша страна будет интегрирована в международный рынок труда, то эффективный специалист со знанием английского языка сможет сам выбирать страну применения своих талантов.
- Вы способных сразу видите на строительной площадке?
- Считаю, что руководитель должен быть наблюдательным и видеть, что у конкретного работника получается лучше всего. Себя отношу к амбициозным людям, и хотелось бы такие черты, как целеустремленность, честолюбие видеть и в своих коллегах. Это хороший стимул, который помогает двигаться к намеченным ориентирам и когда-нибудь обязательно почувствовать вкус победы.
Последние новости
Ключевой этап бетонных работ завершен
На левом сооружении моста через реку Сюнь на маршруте М-12 «Восток» завершен важный этап — бетонирование монолитной плиты пролетного строения.
С Юбилеем, уважаемый Игорь Валентинович!
Сегодня Юбилейный, 80-й день рождения отмечает Игорь Валентинович Рощин, прославленный руководитель компании «Дорисс». В 1986 году он принял управление трестом «Спецстроймеханизация» и 28 лет возглавлял…
ПАО «Дорисс» – участник Транспортной недели
С 16 по 21 ноября в Москве проходит Транспортная неделя-2024. В этом году главное деловое событие транспортной отрасли приурочено не только ко Дню работника транспорта, но и к 215-летнему юбилею Министерства…