Игорь Рощин: «Чебоксары с каждым годом становятся лучше»
В этом году аудитория журнала National Geographic Traveler в масштабном онлайн-конкурсе «Сокровища России» присудила Чебоксарскому заливу и Красной площади 5 место в номинации «Общественное пространство». Символично, что эту награду город получил ровно через четверть века после начала больших преобразований. История капитального обновления Чебоксарского залива началась в 1995 году. Благодаря смелому решению первого Президента Чувашии Николая Федорова и городских властей, мэра Анатолия Игумнова, Красную площадь с улицей Константина Иванова связала транспортно-пешеходная дамба, получившая символическое и величественное название – Дорога к Храму. Проект реконструкции позволил превратить заболоченный и пустовавший после сноса старых зданий участок в уникальной красоты и величия территорию. В торжественной церемонии открытия Дороги к Храму 23 июня 1996 года принимал участие Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Проект, ставший символом духовного возрождения народа, возвращения к вере, нравственным и историческим истокам, получил высокую оценку на федеральном уровне. Первостроителям Дороги к Храму и набережной Чебоксарского залива - Президенту Чувашской республики Николаю Федорову, главе самоуправления города Чебоксары Анатолию Игумнову, руководителю генподрядной организации, генеральному директору ОАО «Дорисс» Игорю Рощину, архитекторам, строителям Указом Президента России было присуждено звание лауреата Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники. Высокие правительственные награды за работу по возрождению исторической части Чебоксар получили десятки специалистов.
Воспоминаниями об одной из важных страниц в истории столицы Чувашской республики мы попросили поделиться заслуженного строителя ЧАССР, РСФСР, Почетного строителя России, лауреата Государственной премии Российской Федерации, почетного гражданина г. Чебоксары Игоря Валентиновича Рощина.
- Игорь Валентинович, как было принято решение о строительстве дамбы? Вы принимали в этом участие?
- В центре залива мы хранили песок. Намывали для строительных нужд. А там, где сейчас проходит дамба, должен был быть мост. Но все понимали - неизвестно, когда будет подъем уровня Волги. И, если построить мост, то внизу будет также грязно.
Когда главой республики стал Николай Васильевич Федоров, конечно, он первым практически об этом сказал. Да, он советовался со строителями и производственниками по поводу проектных решений. Поскольку Николай Васильевич поработал в российском правительстве, человек он широкомыслящий. И решение было принято.
- На какие этапы можно разделить строительство залива?
- Строить начали сразу, как получили задание, осенью. Основание плотины, оказалось, состоит из плавающих грунтов, пришлось выкапывать. Песок под боком был - мы взяли. Начали отсыпать. Проектирование и строительство шли одновременно.
1995 год, денег в бюджете не было на строительство. Тогда счет шел на миллиарды, и объект по тем временам обошелся в 31-32 млрд. рублей, то есть в нынешние 31-32 млн рублей. Сегодня мы бы сказали: «Как дешево!»
Тогда и возникла вексельная система от администрации города. Был создан банк «Мегаполис», которому было поручено работать с «ценными» бумагами. Обналичить их было невозможно: мы получали векселя и также ими расплачивались за ресурсы. Конец сезона, песок заканчивается, по всем строительным организациям собирали необходимые инертные материалы.
Помню, всего лишь единожды по просьбе Президента республики банк дал нам 600 млн рублей. А налоговая между тем векселя не принимала. Вот так. И налоговая не берет, и город обратно не берет, ну как-то потихоньку мы их по поставщикам «распихали». Выживали как все – продукты получали, вещи. Поскольку работали на других объектах, только это и выручало. К весне мы отсыпали основание будущей дороги.
Ну а дальше следующий этап – строительство водопропускных, дренажных систем. Притом бетон нужен был только гидротехнический. Какие-то конструкции «Мостотряд-41» изготавливал, поставлял. Подъемные краны, естественно, все наши были, оборудование, люди наши работали, несколько строительных управлений ОАО «Дорисс» работало на объекте. Выполнили бетонные откосы. Сначала половину дороги сделали в асфальте и открыли пешеходное движение. На следующий год завершающие работы выполнили. Агрегатный завод чугунные ограждения отлил. Дорогу, тротуары заасфальтировали, сход к церкви выполнили, озеленение. Торжественное открытие дамбы состоялось.
- Получилась не просто дамба, а Дорога к Храму.
- Да. Не успели мы уложить асфальт на одной половине дороги – народ сразу по ней пошел. Косогор западный был брошенный, никому не нужный. Чтоб на улицу Константина Иванова попасть, большой крюк надо было сделать или через грязь залива пройти. Дорога к Введенскому собору, Свято-Троицкому мужскому монастырю, да и к другим храмам, расположенным на этом историческом пятачке земли, стала сразу востребованной.
- Почему генподряд доверили именно «Дориссу»?
- Когда идея возникла у Федорова, я его поддержал: «Давайте что-то значимое сделаем». Потому что наша компания привыкла выполнять большие серьезные объекты. Опорно-показательный трест «Спецстроймеханизация», впоследствии «Дорисс», был лидирующим предприятием не только в Чувашии, но и в России. За счет того, что разработали оборудование для сварки полиэтиленовых труб и продавали, мы получали много новой техники. Бульдозеры, землеройная техника, автомашины – у нас был мощный автопарк, высококвалифицированные специалисты.
- Актуальная проблема для строителей сейчас – некачественная проектно-сметная документация. При параллельном проведении проектных и строительно-монтажных работ возникали сложности?
- В разработке проектно-сметной документации участвовали два проектных института - «Чувашгражданпроект» и «Гипроводхоз». Работали в них профессионалы своего дела. Тогда было принято сначала строить на бумаге - основательно разрабатывать проекты организации строительства, производства работ, защищать их. Но при возведении дамбы, конечно же, ничего этого не успели – мы с проектировщиками работали параллельно. Все чертежи рабочие по ходу строительства делались. Возникали проблемы – решали. И руководство города, правительство прислушивались к тому, что строители говорят.
Институтов много было в советские времена по всей стране, и мы со многими работали. На месте строителям видней – они это понимали. Вносили параллельно корректировки под протокол и никаких вопросов. Одного протокола техсовета было достаточно, чтобы меняли финансирование. Не в сторону увеличения, а изменения технических решений в пределах сметы.
- Были волнения, переживания по поводу строительства Залива?
- Вникать, конечно, приходилось во все мелочи. Но мы были полны энтузиазма, верили, что все будет хорошо. Говорил рабочим: «Потерпите».
И недовольства чебоксарцев со временем улеглись. Когда дно залива привели в порядок, почистили, разровняли и засыпали песком, начали заполнять. Под пешеходным мостом есть стенка, оттуда стала подаваться вода. Красиво переливалась. Горожане приходили смотреть.
Фонтаны на глади Залива сделали по предложению Караваева Олега Петровича, директора «Чувашгражданпроекта», их в народе называли «детские слезы». Вот, мол, на пособия денег нет, а на фонтан есть. Ни один рубль не дали, о чем вы говорите? В заливе воду обновлять надо, ее с Волги перекачивают, вот и пускают фонтаном, ничего дополнительного не требуется.
- Будучи в рабочих командировках, на отдыхе, Вы, наверное, видели много красивых набережных и площадей.
- Да, и в Европе, и в Америке приходилось бывать, видел много достопримечательностей. Но у нас свой Залив. И он с каждым разом становится лучше. Тут ничего не скажешь.
Практически ремонт и обновление Красной площади за все это время три раза производились, и эти работы всегда доверяли «Дориссу». В первый раз мы обновили асфальт и немного плитки положили. Потом отремонтировали бульвар купца Ефремова, или так называемый чебоксарский Арбат. Плитка была одна – тяжелая, серая, большая, только краном можно было монтаж производить, через некоторое время ее на брусчатку заменили. И в третий раз, уже Масштабную реконструкцию Красной площади выполнили в 2020 году, сейчас продолжаются работы по обустройству набережной.
- В строительстве монумента Матери-Покровительницы, в 2003 году, «Дорисс» также участвовал?
- Подготовительные работы и прокладку инженерных коммуникаций, конечно, мы делали. Насыпали холм. Обеспечили перевозку и оборудование для монтажа. Тут достаточно просто. Работы по строительству самого монумента велись по генеральному подряду уже другой организации, ООО «Монолитстрой».
- У Вас есть любимые места в городе?
- Особо выделить какое-то место не могу. Но Когда еду по улицам Чебоксар, отмечаю про себя – этот участок мы строили, этот тоже мы, и этот мы… И перед глазами встают старые Чебоксары. про любое место могу рассказать, что здесь располагалось, как оно выглядело раньше. Я рад, что «Дорисс» был в авангарде передовых технических решений, которые требовало время.
Последние новости
Ключевой этап бетонных работ завершен
На левом сооружении моста через реку Сюнь на маршруте М-12 «Восток» завершен важный этап — бетонирование монолитной плиты пролетного строения.
С Юбилеем, уважаемый Игорь Валентинович!
Сегодня Юбилейный, 80-й день рождения отмечает Игорь Валентинович Рощин, прославленный руководитель компании «Дорисс». В 1986 году он принял управление трестом «Спецстроймеханизация» и 28 лет возглавлял…
ПАО «Дорисс» – участник Транспортной недели
С 16 по 21 ноября в Москве проходит Транспортная неделя-2024. В этом году главное деловое событие транспортной отрасли приурочено не только ко Дню работника транспорта, но и к 215-летнему юбилею Министерства…