Как строят мосты по миллиметрам
Геодезист – один из ключевых специалистов на стройплощадке. Прежде чем начать возводить какое-то сооружение, он переносит координаты основных точек с чертежа на участок. Благодаря правильно выставленным геодезическим разбивочным основам выдерживаются проектные габариты и границы сооружений. Геодезический контроль отдельных частей и элементов, процесса монтажа помогает избежать ошибок, которые могут привести к перекосу конструкций. А теперь представьте – мост. Каким бы он был без работы геодезиста? За прошедшие два года компания «Мостовые системы» построила три мостовых объекта на автомобильной дороге М-7 «Волга» в Республике Татарстан (маршрут М-12 «Восток»). Сегодня мы поговорили с геодезистом Павлом Никитиным о его работе и специфике профессии.
– Павел, выходит, от Вас напрямую зависит, насколько ровно и красиво встанет мост?
– Да, работа геодезиста очень ответственная и требует точности. У нас есть ГОСТы, СНиПы и СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы» — своего рода настольная книга. Для каждого конструктивного элемента существуют допустимые отклонения от проектных значений. Например, опалубки могут отклоняться максимум на 5 мм, подферменники — всего 2 мм. У разных типов конструкций свои допуски: на металл — одни, на монолитный бетон — другие.
– То есть опора моста не может отклониться даже на сантиметр?
– Есть ростверк — у него допуск плюс-минус 2-2,5 см, а вот ригель — самый верхний элемент — допускает только до 1 см. Каждый раз, когда собирают опалубку, я лично проверяю габариты: длина, ширина, всё сверяю с проектом. Если что-то не сходится, сразу поправляем.
– Контроль ведется на каждом этапе работ?
– Конечно. С самого начала строительно-монтажных работ и далее. Когда собрали каркас, связали арматуру, поставили опалубку – всегда меня вызывают. После бетонирования, когда конструкция уже стоит и опалубку снимают, я снова провожу съемку и обрабатываю данные. Результаты передаю в стройконтроль, чтобы подтвердить: всё правильно и без отклонений. Если всё в порядке, стройконтроль ставит визу, и я отдаю схему в ПТО.
– А при надвижке пролетного строения какая у Вас роль?
– Я слежу за плановым положением балок, чтобы они шли точно по проектной оси, от первой опоры к пятой мы двигаем, к примеру, и не смещались в сторону. Для этого использую тахеометр и другое оборудование.
– Вы же и сдаете готовые конструкции стройконтролю?
– Да, именно геодезист сдает готовый конструктив. Лаборатория проверяет прочность бетона и другие параметры – это вне моей компетенции. Моя задача – обеспечить правильные плановые и высотные положения конструкций.
– Не пугает такая большая ответственность?
– Поначалу немного волновался, но со временем это вошло в привычку. Если долго работать с мостами — становится спокойнее.
– А как началась ваша история с мостовым строительством?
– Сначала я занимался топографией, межевыми и кадастровыми съемками –ходил с прибором и снимал земельные участки. Потом побегал по полям, работал на съемках нефтепроводов и газопроводов – по России поездил, повидал. В день там по 15-20 км можно было проходить. Позже перешел на дороги, а потом на мосты – и понял, что мне это действительно нравится.
– Сколько у Вас уже стажа в строительстве мостов?
– Общий стаж с 2011 года. С 2013 года работал в 41 Мостотряде три года, потом в СУОР – старшим геодезистом, и после перешел в «Нижегородавтодор» на трассу М-12. Учился после школы в строительном колледже по прикладной геодезии, потом поступил в ЧГУ, строительный факультет. Закончил в 2018 году, совмещая учебу с работой и воспитанием двойняшек.
– Что приносит удовольствие в работе?
– Просто сама работа интересна и нравится – это уже много значит.
– Какие качества характера в Вашей работе особенно нужны?
– Терпение и выдержка точно нужны. Погода бывает любая – приходится работать на улице, в полевых условиях. А еще моя работа сочетает полевые задачи и камеральную обработку информации за компьютером – это тоже требует усидчивости и внимательности.
– Почему, по Вашему мнению, в отрасли не хватает геодезистов?
– Лично я знаю, из 27 человек, с кем окончил колледж в 2010 году, по специальности работают только четверо. Видимо, люди боятся ответственности. Ведь это реально серьезно – ошибки в расчетах могут привести к неправильному исполнению всего проекта. Не каждый готов брать на себя такую ответственность.
– Приходилось ли вам на данных объектах в Татарстане ощущать всю эту ответственность?
— Я пришёл в ООО «Мостовые системы» в марте прошлого года. Тогда еще опоры строились, с опорой №3 было достаточно сложностей. Мост на реке Сюнь был на стадии котлована. На путепроводе тоже успел поработать. Проще, наверное, было на Ике, где пролетные строения были металлические и сборные. А на Сюне — работы много и людей больше было. Я почти каждый день с утра выезжал, работал в поле до двух часов дня, потом ехал в офис – приходилось успевать многое. Сейчас полегче – остались только откосы и дамбы.
– Все три объекта сегодня на стадии завершения работ. С каким настроением Вы оглядываетесь назад и какие планы строите на будущее?
– Радость, конечно, испытываю – дело сделано хорошее. И хочется новых больших проектов, новых мостов. Надо дальше работать и строить!
Последние новости

Объект Р-504 «Колыма» – в эфире телеканала «Вести-Магадан»
В последние годы работа по улучшению инфраструктуры федеральной автодороги Р-504 «Колыма» становится все масштабнее и значительнее. Филиал ВГТРК в Магаданской области «Вести-Магадан» подготовил сюжет о…

На переднем крае: реконструкция трассы Р-504 «Колыма» глазами Владимира Соболева
Интервью с заместителем директора ООО "ДСК Магадан" Владимиром Соболевым – о вызовах Крайнего Севера в ходе реализации объекта Р-504 "Колыма", км 1510-1536. Владимир Валерьевич – опытный дорожный строитель…
