Продолжая пользоваться сайтом, вы даёте Согласие на использование файлов cookie для автоматического сбора и анализа ваших данных, необходимых для работы сайта и его улучшения.

Пресс-центр

Вся правда о кривде проектов и Как строители оказались в заложниках проектировщиков

2021 год стал для ПАО «Дорисс» поистине уникальным: 5 из 9 выполняемых объектов потребовали повторного захода в экспертизу. К сожалению, некачественные проекты из разряда единичных постепенно переходят в разряд типичных. Мы попытались посмотреть на эту проблему глазами строителя и генерального подрядчика. Факты и комментарии специалистов о негативных тенденциях в сфере проектирования объектов, функциях госэкспертизы, обязанностях заказчика и главных причинах срыва сроков работ - в нашем материале.

Март 2021 года. Начало работ по шурфованию инженерных сетей

Представим себе, что некая строительная фирма выиграла подряд на строительство некоего объекта. Сравним эту миссию, для наглядности, со школьной математической задачей, в которой есть условия, способы решения и ожидаемый результат. Какие данные мы можем отнести к условиям задачи? Контракт, финансирование, разрешение на строительные работы и, конечно, проектно-сметную документацию. Вот с последней чаще всего и возникают проблемы при выполнении государственных заказов с бюджетным финансированием, что в конечном итоге приводит к негативным последствиям.

Когда производственники, получив на руки проектно-сметную документацию, выходят «в поля», выясняется, что проектные решения и расположение существующих инженерных сетей не совпадают с фактом. Также выявляются неучтенные в проекте коммуникации. Или они залегают не на той высоте, или не на том расстоянии. Причем, в основном по требованиям госэкспертизы и заказчика, проект согласовывается со всеми сетевыми организациями, коммуникации которых попадают в зону производства работ и подлежат переустройству, ведь зачастую большую долю в стоимости объекта занимает именно переустройство инженерных коммуникаций. В результате начинается продолжительная процедура обсуждений, пересмотра, согласования новых технических решений, которые часто приводят к необходимости прохождения повторной государственной экспертизы.

До недавнего времени такие ситуации не были для ПАО «Дорисс» настолько болезненными. Последние 5 лет компания вела различные объекты капитального ремонта, реконструкции и строительства в Чувашии, Марий Эл, в республиках Саха (Якутия), Коми. «Если какие-либо недочеты в проектно-сметной документации и выявлялись, все вопросы удавалось разрешать на уровне технических советов, – рассказывает начальник производственного департамента ПАО «Дорисс» Ольга Николаева. – Начиная с 2017 года ПАО «Дорисс» по генеральному подряду выполнил 36 проектов, и повторная экспертиза понадобилась только двум из них. Речь идет о строительстве автодороги по улице Асламаса в Чебоксарах в 2018-19 годах и капитальном ремонте улиц в г. Якутск в 2019-20 годах. Опыт показывает, что проекты грешат как раз тогда, когда дело касается городской среды, с ее стесненными условиями, солидными и немолодыми инженерными сетями. Также сложности возникают, если мы имеем документацию по строительству новых, либо реконструкции существующих объектов. Но 2021 год стал для ПАО «Дорисс» поистине уникальным: 5 из 9 текущих объектов потребовали повторного захода в экспертизу!»

Можно их перечислить – все они относятся к категории строительства и реконструкции: набережная Чебоксарского залива, плавательный бассейн «Университетский», двухуровневая транспортная развязка в Хыркасах, мост через реку Малый Цивиль в Канашском районе и улица Гражданская в Чебоксарах. И если по двум из этих объектов пересмотр ПСД состоялся и все задачи благополучно решены, то по трем - работа еще только предстоит.

Что влечет за собой процедура прохождения повторной госэкспертизы? Прежде всего затягивание сроков реализации проекта, – отмечают специалисты производственного департамента ПАО «Дорисс». – На саму процедуру отводится 45 рабочих дней, но в среднем, учитывая время на загрузку проекта в систему, многократные согласования, проходит несколько месяцев. Все это время работы на объекте идут с переменным успехом. Строители фронтом работ не обеспечены, могут выполнять только те проектные объемы, которые в проекте остаются неизменными, а по остальным решениям ждут четких технических задач и сметы. Стройка встает.

Почему проекты выполняются не на должном уровне? Заместитель генерального директора ПАО «Дорисс» по капитальному строительству Юрий Шилов, имея большой стаж работы в отрасли, давно определил для себя одну из главных причин. Проведение инженерных изысканий специалистами проектных организаций в городских условиях делается по архивным фактам, по которым нельзя достоверно определить, как расположена каждая из затрагиваемых коммуникаций, в процессе проектирования не проводится шурфование для установления фактического расположения коммуникаций. Так что вся работа по разработке проектной документации заканчивается тем, что строителю выдается проект с потенциальными проблемами, и он остается с ним на площадке один на один.

Ни разу еще в российской практике не было случая, чтобы проектировщика привлекли к ответственности. Прокуратура, довольно частый гость на стройплощадке, к нему относится лояльно. Объясняется это так – у проекта есть «положительное заключение экспертизы». Это и алиби, и одновременно реабилитация для участников процесса. Если проект прошел экспертизу – его репутация безупречна.

«Здесь мы подходим к пониманию еще одного важного нюанса, – отмечает Юрий Шилов. – Заключение экспертизы говорит о том, что чертежи, расчеты соответствуют государственным нормам и правилам. Оно (заключение экспертизы) не свидетельствует о достоверности нанесенных коммуникаций, т.е. не говорит о достоверности изысканий.

Еще один наболевший вопрос, касающийся предмета деятельности государственной экспертизы. Его можно расценивать как коллективное обращение строителей к представителям госэкспертизы. Скажите, пожалуйста, были ли за последние 3-5 лет случаи увеличения сметной стоимости объекта или конкретных локальных смет? Почему, когда дело касается приведения расценок в соответствие с рыночной стоимостью, счет либо не меняется вовсе, либо идет в сторону уменьшения? К примеру, тонна щебня на сегодня стоит 2500-3000 рублей. В сметную часть проекта реконструкции улицы Гражданской заложена стоимость 1000 рублей за тонну. Проект сейчас проходит повторную экспертизу, и никто не хочет пересматривать цену на этот материал, более того, готовятся новые проекты, в которые заложена эта же, не существующая в природе стоимость. Почему любая подрядная организация, выходя на аукцион, должна профинансировать государственную стройку из собственного бюджета?

Подрядчик, приступив к объекту, за все оказывается в ответе. Ты же строитель – взялся за гуж, не говори, что не дюж. Не оправдывайся, что не было возможности изучить документацию и заранее найти подводные камни. Не жалуйся на отсутствие финансирования, удорожание стройматериалов. И ни в коем случае не ставь работы на паузу, ведь срыв сроков грозит санкциями.

«А где же ответственность проектировщиков? – вполне пора задаться этим, уже не риторическим вопросом, – говорят строители. – Покажите хотя бы один пример, когда они были наказаны, оштрафованы? И как же нам, строителям, решить ту самую математическую задачку, если мы изначально имеем дело с искаженными данными? Как на выходе построить хороший объект? Даже более-менее удачные проекты, соответствующие целям и задачам строительства, страдают одной общей болезнью – несоответствием технической и сметной частей. Несмотря на то, что их делают специалисты одной организации!»

Проекты никогда не были идеальными, точными, выверенными. Но тенденция такова, что постепенно из разряда единичных некачественные проекты переходят в разряд типичных, – отмечают эксперты. Чтобы пресечь эту порочную практику, пора принимать меры на законодательном уровне.

«Низкий уровень проектов – проблема, которую надо решать на уровне всего государства. С годами ситуация только ухудшается. Проектные институты измельчали, зачастую допуски к участию в торгах получают небольшие бюро. Победителем может стать организация, имеющая три человека в штате, но предложившая за работы наименьшую цену, – говорит заместитель начальника производственного департамента по торгам и экономическим вопросам ПАО «Дорисс» Наталия Степанова. По причине некачественной проектно-сметной документации в том числе «зависает» ремонт образовательных учреждений в республике. В этом году на капремонт школ и ДОУ в Чувашии была выделена беспрецедентная сумма – свыше 2 млрд рублей. Комплексная модернизация охватила 53 школы и 36 детских садов. Но к 1 сентября в 17 из них ремонтные работы не были завершены. Как пишет «Правда ПФО», на встрече представителей Минстроя, Минобра с директорами школ одной из причин отставания подрядчиков в графике работ также была названа необходимость внести корректировки в проектно-сметную документацию. Преподавательское сообщество предложило «возложить на проектантов ответственность за качество проекта и гарантийные обязательства по его исправлению в случае обнаружения недостатков».

Вот и складываются в итоге ситуации, схожие с реконструкцией улицы Гражданской. Заложниками этой неприятной ситуации оказались все участники процесса. Строители не получили деньги за выполненные работы, пусть перенос инженерных коммуникаций субподрядными организациями и выполнен на 90 процентов. Заказчик не может освоить средства, предусмотренные бюджетом.

Сентябрь 2021 года. Участок новой дороги с асфальтобетонным покрытием

«При наличии исправной проектно-сметной документации – подрядчик пришел на объект, выполнил какой-то объем работ, запроцентовал – деньги вернулись. За счет оборачиваемости средств строительная организация может нормально работать. Это – принцип работы строительной отрасли Российской Федерации на сегодняшний день, – говорит Юрий Шилов. – Иначе подрядчик вынужден строить за свой счет, да при этом своевременно. Где взять такие деньги? И по закону, и по правде жизни с подрядчика нельзя требовать выполнение работ, если у него после аукциона нет верной, представленной в полном объеме проектно-сметной документации. Так как же прийти к тому, чтобы проекты были грамотно выполненными и не вгоняли в кризисную ситуацию исполнителей?»

Одной из альтернатив, предлагаемых экспертами дорожной отрасли, могут стать так называемые контракты жизненного цикла. Это долгосрочный государственный контракт со строительной организацией, включающий все этапы работ: разработку проекта, его реализацию и содержание сданного в эксплуатацию объекта в период гарантийного ремонта. Подрядчик может выполнить проектно-сметную документацию собственными силами, либо обратиться к помощи опытных, зарекомендовавших себя фирм и стать соучастником процесса разработки проекта. В любом случае у строителей появляется возможность получить на руки качественные технические решения.

В России контракты жизненного цикла практикуются с 2010 года. «Много тендеров на выполнение контрактов жизненного цикла разыгрываются в муниципальных округах северных регионов, – рассказывает генеральный директор ПАО «Дорисс» Всеволод Рощин. – В портфеле заказов ПАО «Дорисс» есть контракты, согласно которым общество выполняет как проектно-изыскательские, так и строительно-монтажные работы. В частности, объект капитального ремонта улично-дорожной сети п. Ягодное в Магаданской области от первой буквы в проекте и до сдачи в эксплуатацию «Дорисс» ведет в единственном лице. Практика показывает, что это эффективное решение, при котором вся ответственность за выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы ложится на одно юридическое лицо, значит, есть с кого спросить и за результаты, качество, сроки строительства. Для многих муниципалитетов такой вариант может стать ключом к успешному управлению проектом».

Конечно, не любому строительному предприятию под силу взять на себя большие обязательства. Отдавая полный цикл какой-то компании, надо делать отбор среди сильных, мощных потенциалом и ресурсами предприятий, это должны быть конкурсы, а не аукционы, – отмечают специалисты. Сейчас, к примеру, гарантийный срок объекта по земполотну составляет 8 лет, и это входит в контракт жизненного цикла, по новым ГОСТ проекты разрабатываются на период эксплуатации 24 года.

Работа по развитию городского пространства требует профессиональных и взвешенных решений, и хотелось бы надеяться, что на основе пройденных уроков будут выработаны новые подходы к реализации важных объектов, и в первую очередь, это поможет привести в нормативное состояние сложные объекты дорожно-транспортной инфраструктуры и учесть все затрагиваемые инженерные сети, для формирования их четкой базы для будущих работ.

 

Реконструкция автодороги проходит на участке от кольца по ул. Гражданской до ул. Социалистической, общая…
Новости и события

Последние новости

Фото 1. Вся правда о кривде проектов и Как строители оказались в заложниках проектировщиков
Вчера в 14:40 14
Началось изготовление мостовых конструкций для «Колымы»

Первая партия железобетонных изделий для грунтозасыпных мостов в Магаданской области готова под загрузку. Конструктивные элементы изготовило одно из хабаровских предприятий. Сейчас предстоит их транспортировка…

Фото 1. Вся правда о кривде проектов и Как строители оказались в заложниках проектировщиков
24 апреля 2024, 12:01 65
Сотрудники Росавтодора проверили ход работ на автодороге «Колыма»

ООО «ДСК «Магадан» готово к открытию нового дорожно-строительного сезона на объекте реконструкции автодороги Р-504 «Колыма». Итоги выполненных работ и планы на предстоящий год дорожные строители озвучили…

Фото 1. Вся правда о кривде проектов и Как строители оказались в заложниках проектировщиков
22 апреля 2024, 14:47 39
Обновляем парк самосвалов

15 единиц новой самосвальной техники переправляется в эти дни в дочернее предприятие ПАО «Дорисс» ООО ДСК «Магадан». Современные грузовые автомобили SHACMAN X3000 6х4 будут работать на строительстве автодороги…