Вся правда о кривде проектов и Как строители оказались в заложниках проектировщиков
2021 год стал для ПАО «Дорисс» поистине уникальным: 5 из 9 выполняемых объектов потребовали повторного захода в экспертизу. К сожалению, некачественные проекты из разряда единичных постепенно переходят в разряд типичных. Мы попытались посмотреть на эту проблему глазами строителя и генерального подрядчика. Факты и комментарии специалистов о негативных тенденциях в сфере проектирования объектов, функциях госэкспертизы, обязанностях заказчика и главных причинах срыва сроков работ - в нашем материале.
Представим себе, что некая строительная фирма выиграла подряд на строительство некоего объекта. Сравним эту миссию, для наглядности, со школьной математической задачей, в которой есть условия, способы решения и ожидаемый результат. Какие данные мы можем отнести к условиям задачи? Контракт, финансирование, разрешение на строительные работы и, конечно, проектно-сметную документацию. Вот с последней чаще всего и возникают проблемы при выполнении государственных заказов с бюджетным финансированием, что в конечном итоге приводит к негативным последствиям.
Когда производственники, получив на руки проектно-сметную документацию, выходят «в поля», выясняется, что проектные решения и расположение существующих инженерных сетей не совпадают с фактом. Также выявляются неучтенные в проекте коммуникации. Или они залегают не на той высоте, или не на том расстоянии. Причем, в основном по требованиям госэкспертизы и заказчика, проект согласовывается со всеми сетевыми организациями, коммуникации которых попадают в зону производства работ и подлежат переустройству, ведь зачастую большую долю в стоимости объекта занимает именно переустройство инженерных коммуникаций. В результате начинается продолжительная процедура обсуждений, пересмотра, согласования новых технических решений, которые часто приводят к необходимости прохождения повторной государственной экспертизы.
До недавнего времени такие ситуации не были для ПАО «Дорисс» настолько болезненными. Последние 5 лет компания вела различные объекты капитального ремонта, реконструкции и строительства в Чувашии, Марий Эл, в республиках Саха (Якутия), Коми. «Если какие-либо недочеты в проектно-сметной документации и выявлялись, все вопросы удавалось разрешать на уровне технических советов, – рассказывает начальник производственного департамента ПАО «Дорисс» Ольга Николаева. – Начиная с 2017 года ПАО «Дорисс» по генеральному подряду выполнил 36 проектов, и повторная экспертиза понадобилась только двум из них. Речь идет о строительстве автодороги по улице Асламаса в Чебоксарах в 2018-19 годах и капитальном ремонте улиц в г. Якутск в 2019-20 годах. Опыт показывает, что проекты грешат как раз тогда, когда дело касается городской среды, с ее стесненными условиями, солидными и немолодыми инженерными сетями. Также сложности возникают, если мы имеем документацию по строительству новых, либо реконструкции существующих объектов. Но 2021 год стал для ПАО «Дорисс» поистине уникальным: 5 из 9 текущих объектов потребовали повторного захода в экспертизу!»
Можно их перечислить – все они относятся к категории строительства и реконструкции: набережная Чебоксарского залива, плавательный бассейн «Университетский», двухуровневая транспортная развязка в Хыркасах, мост через реку Малый Цивиль в Канашском районе и улица Гражданская в Чебоксарах. И если по двум из этих объектов пересмотр ПСД состоялся и все задачи благополучно решены, то по трем - работа еще только предстоит.
Что влечет за собой процедура прохождения повторной госэкспертизы? Прежде всего затягивание сроков реализации проекта, – отмечают специалисты производственного департамента ПАО «Дорисс». – На саму процедуру отводится 45 рабочих дней, но в среднем, учитывая время на загрузку проекта в систему, многократные согласования, проходит несколько месяцев. Все это время работы на объекте идут с переменным успехом. Строители фронтом работ не обеспечены, могут выполнять только те проектные объемы, которые в проекте остаются неизменными, а по остальным решениям ждут четких технических задач и сметы. Стройка встает.
Почему проекты выполняются не на должном уровне? Заместитель генерального директора ПАО «Дорисс» по капитальному строительству Юрий Шилов, имея большой стаж работы в отрасли, давно определил для себя одну из главных причин. Проведение инженерных изысканий специалистами проектных организаций в городских условиях делается по архивным фактам, по которым нельзя достоверно определить, как расположена каждая из затрагиваемых коммуникаций, в процессе проектирования не проводится шурфование для установления фактического расположения коммуникаций. Так что вся работа по разработке проектной документации заканчивается тем, что строителю выдается проект с потенциальными проблемами, и он остается с ним на площадке один на один.
Ни разу еще в российской практике не было случая, чтобы проектировщика привлекли к ответственности. Прокуратура, довольно частый гость на стройплощадке, к нему относится лояльно. Объясняется это так – у проекта есть «положительное заключение экспертизы». Это и алиби, и одновременно реабилитация для участников процесса. Если проект прошел экспертизу – его репутация безупречна.
«Здесь мы подходим к пониманию еще одного важного нюанса, – отмечает Юрий Шилов. – Заключение экспертизы говорит о том, что чертежи, расчеты соответствуют государственным нормам и правилам. Оно (заключение экспертизы) не свидетельствует о достоверности нанесенных коммуникаций, т.е. не говорит о достоверности изысканий.
Еще один наболевший вопрос, касающийся предмета деятельности государственной экспертизы. Его можно расценивать как коллективное обращение строителей к представителям госэкспертизы. Скажите, пожалуйста, были ли за последние 3-5 лет случаи увеличения сметной стоимости объекта или конкретных локальных смет? Почему, когда дело касается приведения расценок в соответствие с рыночной стоимостью, счет либо не меняется вовсе, либо идет в сторону уменьшения? К примеру, тонна щебня на сегодня стоит 2500-3000 рублей. В сметную часть проекта реконструкции улицы Гражданской заложена стоимость 1000 рублей за тонну. Проект сейчас проходит повторную экспертизу, и никто не хочет пересматривать цену на этот материал, более того, готовятся новые проекты, в которые заложена эта же, не существующая в природе стоимость. Почему любая подрядная организация, выходя на аукцион, должна профинансировать государственную стройку из собственного бюджета?
Подрядчик, приступив к объекту, за все оказывается в ответе. Ты же строитель – взялся за гуж, не говори, что не дюж. Не оправдывайся, что не было возможности изучить документацию и заранее найти подводные камни. Не жалуйся на отсутствие финансирования, удорожание стройматериалов. И ни в коем случае не ставь работы на паузу, ведь срыв сроков грозит санкциями.
«А где же ответственность проектировщиков? – вполне пора задаться этим, уже не риторическим вопросом, – говорят строители. – Покажите хотя бы один пример, когда они были наказаны, оштрафованы? И как же нам, строителям, решить ту самую математическую задачку, если мы изначально имеем дело с искаженными данными? Как на выходе построить хороший объект? Даже более-менее удачные проекты, соответствующие целям и задачам строительства, страдают одной общей болезнью – несоответствием технической и сметной частей. Несмотря на то, что их делают специалисты одной организации!»
Проекты никогда не были идеальными, точными, выверенными. Но тенденция такова, что постепенно из разряда единичных некачественные проекты переходят в разряд типичных, – отмечают эксперты. Чтобы пресечь эту порочную практику, пора принимать меры на законодательном уровне.
«Низкий уровень проектов – проблема, которую надо решать на уровне всего государства. С годами ситуация только ухудшается. Проектные институты измельчали, зачастую допуски к участию в торгах получают небольшие бюро. Победителем может стать организация, имеющая три человека в штате, но предложившая за работы наименьшую цену, – говорит заместитель начальника производственного департамента по торгам и экономическим вопросам ПАО «Дорисс» Наталия Степанова. По причине некачественной проектно-сметной документации в том числе «зависает» ремонт образовательных учреждений в республике. В этом году на капремонт школ и ДОУ в Чувашии была выделена беспрецедентная сумма – свыше 2 млрд рублей. Комплексная модернизация охватила 53 школы и 36 детских садов. Но к 1 сентября в 17 из них ремонтные работы не были завершены. Как пишет «Правда ПФО», на встрече представителей Минстроя, Минобра с директорами школ одной из причин отставания подрядчиков в графике работ также была названа необходимость внести корректировки в проектно-сметную документацию. Преподавательское сообщество предложило «возложить на проектантов ответственность за качество проекта и гарантийные обязательства по его исправлению в случае обнаружения недостатков».
Вот и складываются в итоге ситуации, схожие с реконструкцией улицы Гражданской. Заложниками этой неприятной ситуации оказались все участники процесса. Строители не получили деньги за выполненные работы, пусть перенос инженерных коммуникаций субподрядными организациями и выполнен на 90 процентов. Заказчик не может освоить средства, предусмотренные бюджетом.
«При наличии исправной проектно-сметной документации – подрядчик пришел на объект, выполнил какой-то объем работ, запроцентовал – деньги вернулись. За счет оборачиваемости средств строительная организация может нормально работать. Это – принцип работы строительной отрасли Российской Федерации на сегодняшний день, – говорит Юрий Шилов. – Иначе подрядчик вынужден строить за свой счет, да при этом своевременно. Где взять такие деньги? И по закону, и по правде жизни с подрядчика нельзя требовать выполнение работ, если у него после аукциона нет верной, представленной в полном объеме проектно-сметной документации. Так как же прийти к тому, чтобы проекты были грамотно выполненными и не вгоняли в кризисную ситуацию исполнителей?»
Одной из альтернатив, предлагаемых экспертами дорожной отрасли, могут стать так называемые контракты жизненного цикла. Это долгосрочный государственный контракт со строительной организацией, включающий все этапы работ: разработку проекта, его реализацию и содержание сданного в эксплуатацию объекта в период гарантийного ремонта. Подрядчик может выполнить проектно-сметную документацию собственными силами, либо обратиться к помощи опытных, зарекомендовавших себя фирм и стать соучастником процесса разработки проекта. В любом случае у строителей появляется возможность получить на руки качественные технические решения.
В России контракты жизненного цикла практикуются с 2010 года. «Много тендеров на выполнение контрактов жизненного цикла разыгрываются в муниципальных округах северных регионов, – рассказывает генеральный директор ПАО «Дорисс» Всеволод Рощин. – В портфеле заказов ПАО «Дорисс» есть контракты, согласно которым общество выполняет как проектно-изыскательские, так и строительно-монтажные работы. В частности, объект капитального ремонта улично-дорожной сети п. Ягодное в Магаданской области от первой буквы в проекте и до сдачи в эксплуатацию «Дорисс» ведет в единственном лице. Практика показывает, что это эффективное решение, при котором вся ответственность за выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы ложится на одно юридическое лицо, значит, есть с кого спросить и за результаты, качество, сроки строительства. Для многих муниципалитетов такой вариант может стать ключом к успешному управлению проектом».
Конечно, не любому строительному предприятию под силу взять на себя большие обязательства. Отдавая полный цикл какой-то компании, надо делать отбор среди сильных, мощных потенциалом и ресурсами предприятий, это должны быть конкурсы, а не аукционы, – отмечают специалисты. Сейчас, к примеру, гарантийный срок объекта по земполотну составляет 8 лет, и это входит в контракт жизненного цикла, по новым ГОСТ проекты разрабатываются на период эксплуатации 24 года.
Работа по развитию городского пространства требует профессиональных и взвешенных решений, и хотелось бы надеяться, что на основе пройденных уроков будут выработаны новые подходы к реализации важных объектов, и в первую очередь, это поможет привести в нормативное состояние сложные объекты дорожно-транспортной инфраструктуры и учесть все затрагиваемые инженерные сети, для формирования их четкой базы для будущих работ.
Последние новости

С Днем 8 Марта!
С Днем 8 Марта! Дорогие женщины, коллеги, друзья! Примите самые искренние поздравления с Международным женским днем 8 Марта! Пусть весна подарит вам чудесное настроение, неповторимые и яркие впечатления,…

Праздник для всех: сотрудники компании поздравили детей-сирот с 8 Марта
Сегодня сотрудники ПАО «Дорисс» посетили Чебоксарский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Минобразования Чувашии – привезли поздравления от генерального директора Люции Сафиной,…

Владимир Соболев вновь в команде ПАО «Дорисс»
С 5 марта заместителем директора по строительству ООО «ДСК Магадан» назначен Владимир Валерьевич Соболев. Владимир Валерьевич Соболев – специалист с богатым опытом в дорожно-строительной сфере. За достигнутые…